Золотая история паркета в России — от искусства до производства
Деревянный пол — самый старый и самый популярный в России способ отделки. Но, только начиная c XVI века — примерно через 300 лет после изобретения паркета в Европе — идея расчленения дубовой доски на отдельные «кирпичики» пришла в Россию: до этого дощатые полы формировались из цельных грубых досок на всю длину помещения. «Косящатые полы» укладывались «елочкой» (отсюда и название, «косящатые») на ровное основание из мягких хвойных пород.
История паркета в России — XVII-XVIII век
В XVII веке паркетные полы укладывали на известковое основание, заделывая швы смолянистой смесью. На стыке со стенами формировали бордюры из дуба — аналог современного плинтуса. Именно в этот период — пик популярности резьбы по дереву в России — активно развивается изготовление художественного паркета с узорами невероятной красоты и сложности.
Внушительные древесные ресурсы России и искусные мастера-резчики по дереву способствовали бурному развитию нового ремесла — изготовление и настил художественного паркета.
В XVIII веке особой популярностью пользовался художественный щитовой паркет, создаваемый талантливыми русскими художниками-паркетоукладчиками исключительно вручную. Однако по-настоящему паркетное ремесло раскрылось и заискрило во времена постройки величественных дворцов Санкт-Петербурга: новые способы укладки и изготовления, совершенствование наборных работ, использование различной древесины — всего более 50 пород!
Русские мастера использовали 2 способа для изготовления наборного художественного паркета — исключительно вручную:
- Интарсия. Инкрустирование древесиной по древесине: подбирается разное по цвету дерево для создания сложных узоров.
- Маркетри. Схожая с интарсией техника, но для инкрустации применяются тончайшие ленты шпона ценных пород.
Техники интарсия и маркетри применялись по отдельности или совместно. Также некоторые паркетоукладчики использовали менее популярный способ изготовления паркета — продольный раскол бревна.
В 1711 году указом Петра Великого все мастера Оружейной палаты (резьба по дереву) были перепрофилированы в паркетоукладчиков и отряжены на отделочные работы во дворцы. Знаменитые «ковры из дерева» — умельцы создавали наборы паркетных щитов, гармонирующих с росписями на потолках, которые укладывались на обрешетку из брусьев — прообраз и основа современных технологий настила паркетного пола.
Развитие паркетного дела в XIX-XX веке
В XIX веке в паркетном ремесле отличались непревзойденным мастерством охтенские умельцы, которым поручали настил художественного паркета в Екатерининском, Михайловском и Зимнем дворце. В частности, Степан Тарасов, Федор Андреев, Дмитрий Никитин, Сафрон Тимофеев, Иван Изотов — признанные охтенские мастера паркетного дела.
В XX веке в России впервые появились фабрики по производству разнообразного паркетного пола. Золотая эпоха, классика русского паркета, завершилась, уступив место практичности и стремительному развитию паркетного дела в промышленных масштабах.